суббота, 29 октября 2016 г.


Пингвины  мне только снятся: Стереотипы о «настоящих» полярниках

    Подготовка к дороге  стартовала в небольшом и малосимпатичном городке Гдыня. Здесь нам предстояло полностью забить пароход провизией, наполнить все танки водой и закупить сотни литров питьевой бутилированной воды. Как никак – путь будет продолжительный, а к составу членов экипажа присоединится целая  команда польских полярников, которых нам нужно будет довести до антарктической станции Arctowski. Там-то они проведут целый год!

«Наконец-то я их увижу: взрослых, космато-бородатых дяденек с сединами на висках. Они всегда будут ходить в свитерах (даже пересекая тропики), будут много курить и пить горячий чай, используя  подстаканники».
Бррр....настоящий полярник!
    Думалось мне — так и будет, и я очень ждала их приезда. Но пока я наблюдала на карме парохода какое-то студсобрание.

Питер, Дагмара, Марта
Питер, Дагмара, Ася, Марта, Адам, Демьян

«Что ж, видимо, студентики ботанического факультета, судя по высокому молодому человеку в очках, чуть не убившего меня мешком при встрече, помогают бывалым дедулям перетаскивать их вещи и оборудование для будущих исследований….Ладно уж, познакомлюсь со старичками вечером, за одно поведают мне первую снежную историю об Антарктике перед сном».

    Я убежала гулять и знакомиться с Гдыней. На мой взгляд, как настоящая Россия – это не Москва и Питер, так и Польша -  это не Варшава и Краков. Только глубинки помогают познать суть страны и ее жителей, увидеть натуральную изнанку, а столицы лишь наводят мишуру. Жизнь в таких городах, как Щецин и Гдыня напрочь отбили у меня желание когда-нибудь еще приехать в  Польшу, ну разве что вынужденно по работе или по приглашению в гости. И дело не в достопримечательностях страны, которые меня не впечатляют после Петербурга, любимых Парижа, Рима или Венеции.  Дело — в людях. И причина в том, что не они мне не приятны, а я им: просто потому что русская, просто потому что «Путин – чудовище», а на вопросы: «Почему Вы так считаете, какими аргументами Вы можете объяснить свою точку зрения? И чем лично Я неприятна Вам?» мне примитивно отвечают: «От всех вас, русских, добра не жди.  Из-за Путина у нас неприятности в стране (?!)  и в Мире!». Мда.
   Жители Польши катастрофически зазомбированы TV-ящиком, причем,  к сожалению, не только старое поколение, но и молодое. Последний факт меня особенно удивляет и огорчает, ведь есть же интернет, множество независимых сайтов….в конце концов, я хоть и не являюсь сторонницей политической линии Путина, в особенности, внутренней, но совершеннейшая глупость и несправедливость – взваливать всех собак на одного человека, не рассматривая ситуацию детально и шире, с нескольких точек зрения и источников информации. 

Да и вообще, зачем пытаться надеть на  меня грязное политическое белье, когда я просто спросила, где находится аптека?:)

  Отбросив шутки в сторону, для меня эти фырканья и предубеждения о России за время пребывания в Польше порядком надоели, и впервые в жизни стало остро обидно от клеветы, которая пропагандируется многими странами.  Вот уж не ожидала, что внесу политическую перчинку в блог, надо скорее сбавлять остроту и переходить к главному – так удалось мне встретиться с  полярниками или нет?
   Отвечу сразу: с полярниками из моей головы – нет, а вот с другими – да:) Вернувшись «домой», на судно, я оказалась в недоумении. Где бороды? Где седины? Где, в конце концов, подстаканники?! Всего этого не было – остался только «студсовет», приехавший днем.
   12 молодых ребят и девушек, большинству из которых нет и 28 лет, и были теми самыми «дедулями». Эти поистине герои отправляются на целый год в Антарктиду: на 12 месяцев без общепринятых цивилизационных благ, новых знакомств и возможности покинуть континент раньше. Они молоды и малобородаты — стереотип №1 о полярниках развеянЧто ж, добро пожаловать на борт!

Слева направо: Лешек, Ася, Марта, Демьян, Питер и Дага, Вальдек, Сильвек, Адам, Ася, Аня.
Адам на разминке.
    А кем оказался тот  «ботан» в очках? Вселенная отругала и меня за мои собственные стереотипы. Знакомьтесь, Адам Летусек – назначенный руководитель польской антарктической станции Arctowski. Тихо подошедший однажды ко мне и заявивший: «Я буду рад тебе помочь, если ты будешь нуждаться в помощи. Все наши ребята, кстати, тоже. Не стесняйся и обращайся. Ах, да! И меня Адам зовут».  От такого «заявительного» знакомства, мой болтливый язык куда-то спрятался в районе нёба, и я смущенно вымолвила только  свое имя. Парень оказался невероятно интересным!    Поэтому, девочки, если у вас есть хоть какое-то понимание в микробиологии, вы увлекаетесь альпинизмом, любите путешествия, способны выучить новый язык за месяц (Адам начал свободно говорить по-русски спустя 3 недели), цитируете философов, хотите переехать в Варшаву, снимаете фильмы и обладаете чувством юмора? Возможно, Адам обратит на вас свой взор, но гарантии не даю. Я же «проигрывала» ему в некоторых пунктах, и в первую очередь – нежеланием жить в ВаршавеJ Мы подружились с ним по причине настойчивости каждого: я упрямо не хотела, чтобы он мне помогал, а он упрямо делал обратное, чем меня жутко восхитил.  Кстати, на станции Адам помимо руководства коллективом, будет исследовать айсберги (это его официальная версия пребывания в Антарктике) и временами лазать по заснеженным горам, по которым запрещено лазать (это его неофициальная версия).
  Но дифирамбы я буду петь не только ему, а почти каждому.  Заранее опережая события, скажу, что ко всем я очень-очень прикипела. 45-дневное, практически круглосуточное нахождение друг с другом нас очень сблизило, сдружило.  Благодаря моим полярникам, преодолевая мерзопакостную лень, я сейчас пишу эту заметку в 4 часа утра. Именно о них мне хочется так подробно рассказать, высказать хотя бы словами мою любовь и благодарность. И скорей бы мы уже увиделись вновь где бы то ни было!
Моя польская фея.

 Еще одним моим ценнейшим знакомством стала Дагмара Божек-Андрущак. Любимая Дага – олицетворение женской мудрости, ума и лучезарной жизнерадостности. Именно она разбила мой стереотип № 2. Оказывается, чтобы попасть на станцию, совсем не обязательно иметь образование в области, микробиологии, химии, зоологии и прочей научной профильности. Она – филолог, в совершенстве выучивший русский, а еще и маркетологJ На станции она будет помогать повару готовить, так сказать, станет кулинарным подмастерьем, и встречать группы туристов, проводя для них экскурсии на английском. «Вуаля!», - подумала я. Значит, у меня есть шанс попасть на одну из русских станций! Но, опередив события, скажу – кроме польской, я знаю чилийскую, бразильскую, американскую и аргентинские станции. И только побывав на украинской станции «Академик Вернадский», мне сказали, что лишь у русских и у украинцев существует жесткий гендерный принцип отбора в Антарктиду  «Мужчинам – да, женщинам – нет!» Мол, портят бабы климат в коллективе. Эх! Братцы, не в 19 веке же живем, почему мужчинам оказывается такой пиетет, а женщинам – «нет»-ответ? Ну и как тут не стать феминисткой, черт побери?J
Питер -  слева.
 Подробности сего мероприятия - в следующих заметках:)
   За Дагой последовал Питер – её муж, который является крутым IT-шником, и вся электроника, связь и их починка – его будущая работа на станции. Об этой уникальной парочке  и их упорному стремлению поехать в Антарктику я расскажу в следующем подразделе заметок «Пингвины мне только снятся: Романтика Атлантики».
Взрослый мечтатель Демьян.
   А пока перейду к не менее уникальному человеку – Демьяну. Это история о силе мечты сквозь все преграды и годы, а также о его чудесной семье. Более 20 лет он мечтал увидеть Антарктиду. В канители дней и лет, создав дружную семью с женой и двумя детьми, он всю жизнь  проработал пожарным, но никогда не терял надежды, что однажды откроет незнакомую дверь, которая будет не бушевать пламенем, а будет завалена снегомJ Хлопоты главы семьи – вырастить сыновей, женить одного, выучить второго….так  бы и  продолжались, пока однажды его старший 28-летний сын не подошел к нему и не сказал: «Папа, езжай. Я справлюсь, за маму не беспокойся». Как же он был счастлив! Даже рассказывая мне свою историю, его глаза продолжали сиять. Его семья подарила ему отличный пинок-разрешение на встречу к давней мечтеJ Родные Демьяна действительно потрясающие, и это не голословный эпитет. В один из приездов в гости на Arctowski я, зайдя в комнату этого поляка, ахнула. Все полочки были забиты какими-то подарками, письмами, открытками, шарами. И в каждом из презентов и украшений виднелись лица членов его семьи. Еще в Польше его жена, зная, что пропустит  50летие мужа, провожая Демьяна на год, закатила для него вечеринку в честь его будущего дня рождения. Поэтому Демьян праздновал  свой юбилей дважды – с семьей, а второй раз с нами на пароходе – в реальную дату его рождения. Идем удивляться дальше. Зная, что до Антарктиды письма и открытки идут ооочень долго: от 4 месяцев, до полугода. Женщина подписала  на год вперед поздравления со всеми грядущими праздниками, упаковала десятки подарков также на 12 месяцев вперед и дала Демьяну наказ – все читать  и открывать  именно в день праздникаJ Как любящий  и очень порядочный муж, вроде бы Демьян, по его словам, соблюдает это правило:) Но, судя по фантикам и оберткам в его антарктических апартаментах, любопытство все же порой его искушаетJ
Сильвек, Дага и я стоим в очереди в душ.
   А вообще самых разных историй о том, почему ребята решились оторваться на год от «нормальной» жизни, у меня в запасе много. Вот, например, Сильвестр (Сильвек, как мы все его называли) будет единственным врачом на станции, поэтому если у кого-то ссадина, аппендикс или роды (ну мало ли: за год может произойти что угодно!) – всем бежать к нему. «А я Мира вообще не видел, почему бы не начать с Антарктики», - объяснил мне когда-то он. Ну не гениально ли ответил? Вот и я так считаю.
    Аня Грибенов – девушка, переколесившая практически  к своим 34 годам все страны. Воистину, рекордсмен-путешественник и пример для меня. Обладает невероятно сильным внутренним чувством свободы. Два года в отношениях с молодым человеком, но взяла и упорхнула в Антарктиду. И ведь не в первый раз ее спутник не противится и отпускает свою путешественницу.  Аня будет работать наблюдателем за популяцией птиц в течение полугода на территории Lions Rump острова King George. Зато, когда спустя 6 месяцев мы с ней увиделись вновь  в Аргентине, ее молодой человек примчался ее встречать.
Аня загорает на баке
Перелетел полмира, чтобы просто встретить свою девушку, представляете? Ну и кто мне говорил, что такого не бывает?:)
   Ох, о моих любимых полярниках я еще вам расскажу, покажу, как они жили на станции, а также познакомлю с другими станциями, на которых мне посчатливилось гостить. Все впереди! А пока, напоследок, опишу наши корабельные доантарктические будни. Сказать, что нам не было скучно – значит ничего сказать. Потому что все было насыщенно, активно и, конечно же,  …  не без сумасшествийJ
   В моей памяти навсегда останутся наши спортивные утра, творческие дни и веселые вечера.
Собственно, Марта.
 Еще в Арктике, набрав 5 дополнительных кило, мне нужно было избавиться от лишних излишеств:). Ребята также прекрасно понимали, что за время жизни в Антарктиде, мы обязательно «подчинимся» закону всех теплокровных животных — копить жирок на зимуJ Вот и решили организовать Polar Fitness Club. "Качаться, не толстеть и не сдаваться!" - таков был наш девиз. С пунктуальной точностью, ровно в 10-00, все поляки уже были на пеленгаторной, разминая мышцы, а я, подчиняясь грузу своей ленивой жопки, подтягивалась ко всем только к 10-30. Нашим тренером была Марта – стройная красотка, слюнки по которой пускали, по-моему, все мужчины без исключения.  Очень легкая в общении, однако комплекс упражнений давала нам совсем не воздушный) Пыхтели и потели мы в нашем «полярном»  клубе отменно!
Спорт в качку нам ни по чем!


Потому что мы - команда!
   Дни проводили очень импровизационно: что захотим, то и делаем. Идея каждого из нас находила отклик. Писали письма в бутылках и торжественно бросали их за борт, играли в карты, запускали фонарики в небо, выступали в лекционной комнате с фотопрезентациями своих путешествий, вели видеодневники, записывая интервью друг с другом, загорали, читали, учили языки.
Играем в карты и обязательно в шапках!
Я, например, узнала, что помимо знаменитого и универсального  ругательства «КУРВА», у поляков есть еще прикольные нецензурные словечки. Но все же никакой другой язык не переплюнит наш богатый русский мат!:) За время пути мы ни разу не коснулись политики, просто потому, что каждый понимал, что эта темная паутина плетется не нами, а по сему – не зачем тратить время на обсуждения. Стереотип №3 о том, что все-все в Польше – «зомби» также был мной развеян.
    Вечера с ребятами были самыми по-семейному теплыми и объединяющими. В 21-00 мы открывали кинотеатр «Дружба».Польские и русские фильмы с английскими субтитрами,  а также американские фильмы на языке оригинала  транслировались в нашем киноклубе.
   Благодаря Даге, активно интересующейся русской культурой и нашим национальным кинематографом, я открыла для себя режиссера Андрея Звягинцева и его потрясающую киноработу «Левиафан». Фильм поразил меня своей правдивостью о русском бытие вместе с контрастирующей красотой природы. Очень давно я не смотрела настолько смелое и честное НАШЕ кино, которое отражает всю палитру внутренних и внешних острот и обстоятельств, переворачивающих людские судьбы и рождающих трагедии.
   А иногда  вместо кинотеатра мы могли устраивать "тихие" посиделки.
Прячась от капитана, каждый с умным и серьезным видом поднимался на пеленгаторную под предлогом "подумать о высоком" и проносил запрещенные напитки. Распивая их, меня учили петь польские народные песни. Ничего из спетого не запомнила, зато испитое понравилось!:) 
 Продолжение о нашей жизни в океане следует незамедлительно! Читайте дальше...

Комментариев нет:

Отправить комментарий